Реформа законодательства о государственном и муниципальном контроле

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) (за исключением отдельных положений), который изменит правила осуществления государственного и муниципального контроля (надзора).

Главными задачами принятого Закона № 248-ФЗ являются:
— устранение недостатков действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе несистемность и пробельность регулирования, недостаточность регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований;
— смещение акцента с проведения проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов, в сторону профилактических мер.

Некоторые положения новый закон перенял от продолжающего (пока) действовать Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294).
К примеру, положения нового Закона № 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению налогового, валютного, таможенного контроля и ряда других видов государственного контроля (надзора).

Однако есть ряд нововведений, которые мы сегодня рассмотрим:
1. Доработаны и утверждены принципы государственного и муниципального контроля (надзора).
Особое внимание необходимо обратить на принцип стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований, в соответствии с которым:
— при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий;
— государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований (ст. 8 Закона № 248-ФЗ).

2. Цифровизация государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предполагающая создание новых информационных систем, в которых будут фиксироваться все действия по организации и проведению проверок, а также информирование, обмен документацией в электронной форме.
До 31 декабря 2023 года предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми информирование, направление документов контролируемому лицу может осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования в электронной форме либо по его запросу.
Однако подать жалобу в досудебном порядке можно будет только в электронном виде через Единый портал государственных услуг и муниципальных услуг и (или) аналогичные региональные порталы. Решение по жалобе также будут размещаться в личном кабинете контролируемого лица на соответствующем портале.

3. Утверждены порядок и ключевые показатели оценки результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов.
Здесь необходимо отметить важное нововведение Закона № 248-ФЗ, а именно установление запрета на установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц в соответствии с КоАП РФ, законами субъектов РФ об административной ответственности.
Это, на наш взгляд, является важным шагом для избавления от палочной системы.

4. Разработаны и закреплены виды профилактических мероприятий, которые могут проводиться контрольными (надзорными) органами: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит.

5. Определены условия освобождения от плановых проверок:
5.1. подтверждение соблюдения обязательных требований организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции с выдачей контролируемому лицу соответствующего заключения – освобождает от плановых проверок в течение срока действия этого заключения;
5.2. заключение договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований, если такая возможность закреплены Федеральным законом о соответствующем виде контроля.
5.3. добровольное членство в СРО, если данная возможность предусмотрена федеральным законом о соответствующем виде контроля, и между СРО и контрольным (надзорным) органом заключено специальное соглашение.
5.4. осуществление в отношении контролируемого лица обязательного мониторинга — освобождает от плановых проверок в отношении соблюдения обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

6. Утвержден новый перечень контрольных (надзорных) мероприятий:
6.1. предполагают взаимодействие с контролируемым лицом: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка.
6.2. без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); выездное обследование.
Из вышеуказанного перечня можно выделить новые виды контрольных (надзорных) мероприятий, которые вводятся впервые: мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и выездное обследование.

7. Снижены сроки проведения документарной и выездной проверок – теперь эти контрольные (надзорные) мероприятия должны проводиться в срок, не превышающий 10 рабочих дней. Напомним, что согласно действующему законодательству этот срок составляет 20 рабочих дней.

8. Предусмотрена возможность отмены решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. На данный момент это в отношении результатов проверок. Также утвержден новый перечень таких грубых нарушений.

 

Переходные положения и особенности проведения проверок в 2021 году

Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля в соответствии с Законом № 248-ФЗ должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые согласно «старому» Закону № 294.

По поводу профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий на 2021 год установлено следующее:
1) профилактические мероприятия будут проводиться согласно соответствующим программам на 2021 год. С 1 июля по 31 декабря 2021 года такие мероприятия, утвержденные новым Законом № 248-ФЗ, проводятся без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 6 ст. 98 Закона № 248-ФЗ);
2) плановые проверки также подлежат проведению в соответствии планом на 2021 год, утвержденным в соответствии с Законом № 294 и сформированным с особенностями, установленными Правительством РФ в целях учета положений нового Федерального закона (п. 7 ст. 98 Закона № 248-ФЗ);
3) организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу нового Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 8 ст. 98 Закона № 248-ФЗ).

Правительством РФ также утвержден ряд особенностей проведения проверок в 2021 году (Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969).
В частности, установлено, что:
1) проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи;
2) после 1 июля 2021 года плановые выездные проверки могут быть заменены контрольным (надзорным) органом на инспекционный визит;
3) плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 года, проводятся в соответствии с положениями об указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
4) включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 года, подлежат исключению из этого плана в случае, если вид контроля (надзора) на дату ее начала был исключен из закона или законом изменено его наименование (предмет).

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять